Разное

‘Лингвистический кретинизм’

© Георгий Панов, 2023.

Давайте поговорим о таком определении, как
‘лингвистический кретинизм’. Почти всегда это словосочетание ассоциируют с
фатальными трудностями в изучении иностранных языков. Яндекс уже долгое время
выдает в шапку вот такое определение ‘лингвистического кретинизма’:

'Лингвистический кретинизм'

Каждый из нас имеет право на свое мнение. Но когда Яндекс цитирует такое определение в своей шапке, согласитесь, писанина автора, как и сам автор автоматически получает авторитетность среди обывателя.

Т.к. я считаю себя ‘лингвистическим кретином‘, поэтому заранее прошу прощения за мою мусорную и лексически бедную речь.

Я не буду акцентироваться на слове ‘кретинизм’, потому что оно подразумевает заболевание. Здесь мы поговорим о ментально здоровых людях. Но которые испытывают проблемы выше среднего при попытке выучить иностранный язык. Обычно английский, в силу большой распространенности последнего. Просматривая интернет, можно увидеть устойчивый нарратив, что на самом деле никакого ‘лингвистического кретинизма’ нет, а есть банальная лень. Поэтому на этом фоне возгласы отдельных персоналий о своем ‘лингвистическом кретинизме’ вызывают недоверие и даже насмешки. Действительно, статус ‘лингвистического кретина’ всегда само присваивающийся. Никто официально его не устанавливает. Типичный портрет такого неудачника: человек учил язык в стандартных учебных заведениях. Имея мотивацию, пытался учиться сам. Иногда пытался освоить язык даже с помощью платных занятий. Но несмотря на потраченные усилия, результат действительно плачевный. При этом, и это важно отметить, он видит, что у остальных ситуация гораздо лучше. И это действует на него очень деструктивно. Несколько попыток выучить язык, чередующихся с депрессией, и вот он, голубчик, унылый само диагноз ‘лингвистический кретин‘!

'Лингвистический кретинизм'

 

 Так существует или нет этот ‘лингвистический кретинизм?’ Мое мнение – да. Но здесь нужно сделать некоторые важные уточнения. Мы, как я отметил выше, говорим не о заболевании, а о сильно сниженных способностях субъекта в освоении иностранных языков. Подобные проблемы присущи, по-видимому, каждому из нас. Только каждый из нас ‘кретин’ в разных областях. Например, ты можешь отвратительно играть в теннис. Но это, скорее всего, останется, незамеченным. Потому что большинство людей в теннис не играют и твоя теннисная несостоятельность никак не мешает тебе в жизни. Да, ты можешь, тренируясь, подтянуть свой уровень. Но твой сосед, тренируясь меньше, достигнет в теннисе больше. Так и с языками. Наш мозг имеет множество отделов, ответственных за ту или иную ментальную сторону нашей личности. И если кто-то рождается с ярко выраженными способностями к иностранным языкам, то для компенсации энтропии нашего общества, где-то появляется человек с неудовлетворительными способностями к ним. И если полиглот может схватывать новый язык реально за несколько месяцев не напрягаясь, то его антиподу и пары лет ежедневных занятий будет мало. А сегодня найти эту ‘пару лет’ в нашем постоянно спешащем обществе чрезвычайно сложно. Особенно, если юность уже прошла и человек побежал жить. Наличие полиглотов никто не отрицает. Так почему же тогда отрицают врожденных моноглотов? Все просто, такие люди действительно редки и их проще не замечать. Тем более они часто и сами себе не верят. И в них не верят. Поэтому бедолагам приходится тяжело. Помню, как моя учительница укоряла меня: ‘Посмотри, вон как Марина шпарит. И Слава молодец. А вот ты, Гоша, чем дома занимался?!’ Гоша не знал, что ответить. Он втягивал голову в плечи и смотрел куда-то вниз. Гоша играл вчера со Славой в футбол до позднего вечера. А потом все пошли спать. Но почему-то Слава сегодня молодец, а Гоша совсем не молодец. Английский для Гоши звучал как абракадабра и он вообще не понимал, как Славе удавалось что-то бормотать на английском.

'Лингвистический кретинизм'

Но есть еще одна неприятная вещь. Наша способность к иностранным языкам падает с возрастом. Очень условно, лет с 25 начинается этот нежелательный процесс. Поэтому ‘лингвистических кретинов‘ с возрастом становится больше. Есть ли выход из ‘лингвистического кретинизма’? Я считаю, есть. Уже под 50 лет я осознал, что дальнейшие посещения курсов, занятия с репетиторами и даже самостоятельная работа с английским языком будут все также безрезультатны, как это было до этого. Традиционные методы обучения слабо результативны даже с молодыми ‘кретинами’, а уж с возрастными тем более. У меня оставалась лишь одна маленькая надежда на тот факт, что после получения информации, соответствующие нейронные связи в мозгу образуются у всех и всегда. Да, все индивидуально. Но процесс не нулевой в любом случае. Большая часть нейронных связей потом распадается. Но если заставлять мозг постоянно воссоздавать распавшиеся структуры нейронов, то время до их следующего распада будет постоянно удлиняться. И этот процесс работает в любом возрасте. Рассуждая таким образом, я создал программу для английского языка PTAFL. Это звучит легко – создал. На самом деле, поработать над ней мне пришлось много. Приходилось, экспериментируя на себе, долго оттачивать эффективную модель насилования мозга. Но, видимо, все получилось. Я, занимаясь исключительно самостоятельно, работая и имея большую семью, выучил английский так, как я хотел. Разумеется, PTAFL способна помочь не только ‘кретинам’. Просто остальные будут учиться с ней быстрее. Т.к. PTAFL действительно сильно увеличивает эффективность обучения, то даже у ‘англо двоечников’ есть реальный шанс выучить английский до хорошего уровня работы до того момента, как к ним придет отчаяние. 

'Лингвистический кретинизм'